ПОРТАЛ НЕПРЕРВНОГО МЕДИЦИНСКИГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНЗДРАВА РОССИИ
Непрерывное медицинское образование в Российской Федерации. Переход от сертификации к аккредитации специалистов.
Непрерывное медицинское образование (НМО)
С 21.11.2011 г. в нашей стране начал действовать новый Федеральный закон № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в российской Федерации». В статье 69 закона сказано: «Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста».
Что такое аккредитация? Аккредитация специалиста- это процедура определения соответствия готовности определенного человека к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и со стандартами медицинской помощи.
Качество оказания медицинской помощи населению страны, оптимальное использование ресурсов системы здравоохранения, повышение эффективности здравоохранения субъектов Российской Федерации, определенные указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598, напрямую зависят от уровня подготовки медицинских специалистов, владеющих современными методами диагностики и лечения заболеваний, способных применять новейшие достижения медицинской науки, обеспечить профилактическую направленность ведения пациента.
Для обеспечения качества медицинской помощи врач должен постоянно совершенствоваться. Он обязан быть в курсе новейших достижений медицинской науки и поддерживать свой уровень знаний и навыков. В этом врачу поможет непрерывное медицинское и фармацевтическое образование (НМО).
Опираясь на действующую законодательную базу, термин НМО, можно определить, как обязательное для медицинских и фармацевтических работников, постоянное обучение по программам повышения квалификации, которое начинается после получения специальности и длится в течение всей жизни.
Основная цель НМО — обеспечение гарантии гражданам РФ, что в медицинских организациях оказывается качественная и безопасная медицинская помощь в соответствии с международными показателями.
К основным принципам НМО относятся:- Непрерывность процесса.
- Разнообразие образовательных активностей (мероприятия, проводимые в режиме реального времени – аудиторные занятия, конференции, семинары, симуляционные курсы; электронное обучение — самостоятельное обучение с последующим тестовым контролем (электронные модули).
- Контроль и учет образовательной активности регистрация медицинских работников на сайте http://nmo.rosminzdrav.ru в течение месяца после сертификации в 2016-2020 гг. контроль через федеральный регистр медицинских работников (ФРМР) индивидуальный план обучения (портфолио) — составляется медицинским работником путем добавления зарегистрированных на портале непрерывного медицинского образования Минздрава России образовательных программ вузов,электронных материалов для самостоятельного обучения, образовательных мероприятий, организованных некоммерческими профессиональными медицинскими организациями.
Мотивация участников.
В соответствии с этими принципами, каждый врач должен за год накопить не менее 50 кредитов (50 часов образовательной активности), а за 5 лет – 250 кредитов.
В рамках этого проекта подготовлены специальные учебные материалы — электронные образовательные модули для дистанционного непрерывного медицинского образования врачей.
Для обучения врачей на территории РФ были переведены на русский язык и отредактированы электронные обучающие модули от компании BMJ PUBLISHING GROUP LIMITED — издательства Британского общества врачей, представляющего доступный информационный ресурс для врачей-терапевтов и врачей общей практики. Данные модули уже активно используются врачами первичного звена в Великобритании, а также в Австрии, Испании, США, Австралии, Новой Зеландии, ОАЭ и др., всего более чем в 50 странах. Для России все модули отредактированы ведущими специалистами профессиональных медицинских обществ по различным специальностям, руководителями медицинских вузов, научно-исследовательских учреждений, академиками РАН.
Готовые модули рекомендованы для использования в системе НМО Координационным советом по развитию НМО и размещаются на информационном портале Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России: http://www.sovetnmo.ru/. Врач может выбирать модули по своей специальности, ориентируясь на аннотацию, раскрывающую образовательную цель модуля. После успешного изучения модуля врач получает 1 кредит, который зачисляется в его персональное портфолио. Образовательная активность при ведении портфолио измеряется в кредитах. 1 кредит присуждается за 1 ч учебной деятельности.
Дополнительными предпосылками к развитию НМО являются: готовность Национальной медицинской палаты и многих профессиональных медицинских организаций по специальностям к реализации обучения по программам повышения квалификации; наличие инфраструктуры в большинстве медицинских учреждений для обучения врачей без отрыва от практической деятельности (компьютеры, выход в Интернет); наличие отечественных электронных библиотечных систем, учебно-методических комплектов и программных комплексов для реализации «образовательной среды».
Перечень нормативных документов:
Приказ МЗ РФ № 334н от 02.06.2016 (положение об аккредитации) Приказ МЗ РФ № 352н от 06.06.2016 (свидет-во об аккредитации) Приказ Минздрава России от 22 декабря 2017 N 1043н (сроки аккредитации)Приложения:
- Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации о необходимости НМО в рамках реализации приоритетного проекта «Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами» (Приложение № 1)
- Нормативные документы по переходу к аккредитации специалистов (Приложение № 2)
- Схема аккредитации специалистов (Приложение № 3)
- Допуск к профессиональной деятельности через аккредитацию (Приложение № 4)
- Механизм интеграции сертифицированных специалистов в систему аккредитации (Приложение № 5)
- Пятилетний период обучения в рамках непрерывного образования (Приложение № 6)